Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний момент, в условиях развивающихся цивилизованных рыночных отношений, государственные службы нашей страны сталкиваются с задачей формирования интегрированной, эффективной и гибкой системы управления, основанной преимущественно на экономических и рыночных механизмах, с учетом правильного использования организационных воздействий.
В настоящее время наблюдается рост интереса к вопросам модернизации системы управления, улучшения контроля за таможенной деятельностью, поиска новых управленческих технологий и автоматизации управленческих процессов. Эти тенденции отражают современные направления развития концепции управления в государственной службе.
Изменения в модели управления в государственном секторе заметны как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Они включают в себя ориентацию на цели и миссию, определение степени достижения этих целей, мониторинг затрат и результатов, а также переосмысление акцента в сторону качества работы государственных служб. Современные подходы к повышению эффективности управления сложными системами и процессами не зависят от специфики деятельности и организационной структуры хозяйствующих субъектов. Еще одной заметной тенденцией в модернизации управления в государственной службе является внедрение управленческих методов и технологий, успешно зарекомендовавших себя в секторе коммерции.
На текущем этапе успешное решение задач, стоящих перед государственными службами, включая таможенную службу России, становится возможным лишь на основе современных достижений в теории и практике управления.
В этом контексте особый интерес представляет концепция и технология управления, успешно применяемая рядом предприятий за рубежом и в нашей стране – контроллинг.
Выбор темы курсовой работы обоснован актуальностью, поскольку разработка новых подходов к управлению в таможенных органах Российской Федерации, создание систем информационно-аналитической и методической поддержки, ориентированных на достижение целей и предоставление достоверной информации о результатах деятельности таможенных подразделений становятся сегодня актуальными задачами, требующими решения.
Цель данной работы заключается в описании механизма управления в таможенных органах на основе концепции контроллинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах
1. Исследовать формирование системы контроллинга в Российской Федерации
2. Проанализировать зарубежный опыт использования контроллинга в управлении
3. Определить взаимосвязь контроллинга и эффективности государственного управления
4. Рассмотреть применение контроллинга Московским областным таможенным постом.
Объектом исследования является процесс управления таможенными органами.
Предметом исследования является процесс управления Московским областным таможенным постом на основе концепции контроллинга;
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
Основной задачей системы управления в таможенной сфере является координация действий всех сотрудников таможенных служб. Эта система должна функционировать единонаправленно, обеспечивая решение поставленных перед ней задач. Для этого необходимо иметь четкое и эффективное внутреннее управление.
Для оптимальной организации выполнения задач и обязанностей, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо обладать фундаментальными знаниями теоретических принципов, которые раскрывают сущность и содержание управления.
Что представляет собой управление? В литературе существует множество трактовок этого понятия, включая аспекты социально-экономических систем, к которым относится и система таможенных органов. Обобщив различные определения, учитывая признаки, присущие управлению в таможенных органах, можно дать следующую формулировку:
Управление представляет собой непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, направленный на обеспечение их целенаправленного поведения в изменяющейся внешней и внутренней среде путем принятия и реализации управленческих решений.
В системе управления существенную роль играют взаимоотношения и взаимосвязи между субъектом и объектом управления, которые зависят от организационной структуры управления .
Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и его окружающей внешней среде. Этот собранный материал подвергается обработке субъектом управления, что приводит к принятию решения, выраженного формой управленческого решения (например, указание, приказ, резолюция и др.) с целью передачи содержания данного решения объекту управления через канал прямой связи. Таким образом, управление представляет собой относительно непрерывный процесс, обусловленный стабильностью и постоянством информационных процессов, протекающих в его рамках.
Система управления включает в себя законы, принципы, цели, методы и функции управления.
В механизме управления таможенными органами ключевую роль играют функции управления, которые раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и отражают распределение обязанностей в области управления. Эти функции требуют четкой последовательности и единства действий при их осуществлении для достижения поставленных целей.
Функция управления представляет собой конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого необходимо проведение определенных управленческих мероприятий.
В системе таможенных органов функции управления можно разделить на общие функции управления, которые отражают этапы процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления, связанные с определенными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.
Общие функции управления раскрывают сущность управления и считаются универсальными, так как охватывают процесс управления любым объектом. К ним относятся: планирование, организация, регулирование, анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, а также учет и контроль .
Специфические функции управления в таможенных органах включают в себя следующее:
• Функция управления таможенной деятельностью, охватывающая управление таможенным оформлением и контролем, экономической, правоохранительной, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию.
• Функция управления финансово-экономической деятельностью, включающая финансовую и бухгалтерскую работу.
• Функция управления социальной деятельностью, охватывающая управление трудовой, кадровой, психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением.
• Функция управления административно-хозяйственной деятельностью.
• Управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством.
• Управление всесторонним материально-техническим обеспечением.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
3. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. - Екатеринбург: Диамант, 2020. -175 с.
4. Бондарева А.В. Общий и таможенный менеджмент: учебное пособие / А.В. Бондарева, И.Н. Зубченко. - СПб. : Троицкий мост, 2018. - 450 с.
5. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и контроллинг: учеб. пособие / И.В. Бородушко, Э.К. Васильева. - СПб.: ПИТЕР, 2016. - 192 с.
6. Буреш О.В. Бизнес-контроллинг: учеб. пособие / Л.Ю. Гербеева, Н.В. Чигрова, Л.А. Солдатова, О.В. Буреш. - Оренбург: ОГУ, 2018. - 146 с.
7. Волков В.Ф. Управление таможенными органами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Волков В.Ф. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Интермедия, 2019. - 204 c.
8. Ершов А.Д. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: учеб. пособие / А.Д. Ершов, В.А. Черных; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2019. - 172 с.
9. Зверев Р. А. Информационно-технические решения реализации концепции контроллинга // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4. № 12 (120). С. 17-25.
10. Зверев Р. А. Методика оперативного контроллинга в центрах электронного декларирования // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 1129-1133.
11. Зверев Р. А. Реализация «сервисной парадигмы» в системе таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 131-137.
12. Ибрагимов Р.М. Теоретико-методологические аспекты оценки эффективности муниципального управления / Р.М. Ибрагимов // Экономические науки. - 2019. - N 8. - С. 228.
13. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - 3-е изд., дораб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 336 с.
14. Левкин Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками: учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 142 с.
15. Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле : учебник / В.В. Макрусев. - М. ;. Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 471 с.
16. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / B.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. - 401 с.
17. Макрусев В.В. Управление таможенным делом: учеб. пособие / В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев, А.Ф. Андреев, М.В. Бойкова, И.Н. Колобова, В.Ю. Дианова, С.В. Барамзин, В.Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. - СПб.: Троицкий мост, 2022. - 448 с.
18. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в России и за рубежом. - 2021. - N 2. - с.114-121.
19. Муратов Р. А., Зверев Р. А., Виноградов Н. Н. Электронные таможни и центры электронного декларирования: технология и организация управления // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 1353-1363.
20. Райзберг Б. А., Лозовский Б. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., испр. М.: Инфра-М, 1999.
21. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я/ Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2021. - 287 с.
22. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 765 с.
23. Юсупова С. Я., Зверев Р. А. Максимизация управленческих решений на основе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный журнал. 2019. № 2 (120). С. 4.